Раздел 1. Общие основы профессиональной педагогики.

Абстракция (отвлечение) - процесс познавательной деятельности, состоящий в мысленном выделении одних свойств предметов и отвлечении от других.

Авторитет - общепризнанное значение, которое имеет в силу определенных качеств, заслуг то или иное лицо, специальный институт, система идей.

Адаптация - сложный комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к условиям среды.

Гипотеза - форма развития научных знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. При этом под гипотезой имеют в виду не любую догадку или фантазию, а лишь опирающиеся  на конкретные данные предложения.

Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений. Тем самым проблема гуманизации выступает как задача общецивилизационного, общечеловеческого значения, как условие решения глобальных проблем современного человеческого социума. Гуманизация образования в таком понимании предполагает формирование нового гуманистического мировоззрения, мышления, сознания личности, а также создание новых отношений между личностью, социальными группами и обществом.

Дедукция - переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из методов познания.

Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование.

Достоверность - форма существования истины, обоснованной каким-либо способом.

Доступность обучения - дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, учитывает уровень их образовательной подготовки, развития навыков учебно-познавательной деятельности, степень работоспособности.

Инвариантный - остающийся без изменения при определенных преобразованиях, при переходе к новым условиям.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований.

Интеграция содержания профессионального образования - это объединение разрозненных знаний, укрупнение учебных дисциплин. Интеграция содержания образования возникла в ответ на его усиленную дифференциацию. В учебных заведениях профессионально-технического образования в последние годы введены новые дисциплины (в отличие от других учебных заведений), что привело к перегрузке студентов, усложнению образовательного процесса.

Информация научно-педагогическая - система сведений о развитии всех отраслей теории и практики обучения, воспитания и развития личности, используемых педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий, технических средств и пр.

Исследование (в педагогике) - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых знаний о закономерностях, структуре обучения и воспитания, о теории и истории педагогики, методике учебно-воспитательной работы, ее организации, принципах, методах и формах.

Категория - основное, наиболее общее понятие науки.

Квалификационный потенциал - система общих и специальных знаний и умений работника, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность.

Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса) в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя). Существенными признаками квалификации (компетентности) является уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

  • уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
  • диапазон и широта знаний и умений;
  • способность выполнять специальные задания;
  • способность рационально организовывать и планировать свою работу;
  • способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
  • Ступень квалификации - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

    Уровень квалификации - степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

    Классификация - распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.

    Компетентность - общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности "со знанием дела". Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.

    Кооператив ученический (в профессиональном училище, колледже, лицее) - общественная организация студентов и других лиц, объединившихся на добровольной основе членства для совместной хозяйственной деятельности.

    Конкурентоспособность - способность профессиональных учебных заведений обеспечивать высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной экономики и получать прибыль от внебюджетной деятельности.

    Конференция научно-методическая - форма коллективного изучения и обсуждения психолого- педагогических проблем, вопросов методики профессионального образования.

    Конференция научно-практическая - форма коллективного изучения и обсуждения актуальных проблем практики профессиональной работы.

    Конференция теоретическая - форма коллективного изучения и обсуждения актуальных проблем образовательного процесса.

    Концепция - система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющая характер познавательной и практической деятельности.

    Критерий - объективный признак или система признаков, опираясь на которые можно определить наличие либо отсутствие того или иного явления, степень его развитости, качественное состояние и т.п. (Например, признаки, на основании которых преподаватель оценивает знания студентов как отличные, хорошие, удовлетворительные или неудовлетворительные). Отсутствие или наличие ошибок, их количество и характер, полнота ответа и др.

    Маркетинг - научно-обоснованная система управления образовательной, учебно-производственной и бытовой деятельностью учебного заведения, обеспечивающая выявление потребностей потребителей различных образовательных программ, других образовательных услуг, продукции и видов работ, а также их реализацию в соответствии с требованиями образовательного стандарта и достижение на этой основе наивысших результатов и максимальной прибыли.

    Метод - способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели, осуществление научного исследования.

    Методы профессионального обучения - упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и студентов, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, навыками и умениями, формируется мировоззрение студентов, развиваются их способность к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний.

    Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методика олицетворяет тактику научного познания.

    Методика исследования - целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы.

    Методика целеполагания - логико-конструктивный мыслительный процесс:

    1. Обобщить, сравнить информацию;
    2. Сделать выбор наиболее значимой информации;
    3. Сформулировать цель в единстве трех ее компонентов (объект, предмет, действие) (см. структура цели);
    4. Принять решение о достижении цели.
    Методика учебной дисциплины - частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. Объектом исследования методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В системе педагогических наук методика учебного предмета тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения.

    Методическая работа - работа, проводимая в профессиональном учебном заведении в целях оказания помощи преподавателю, мастеру производственного обучения в организации и методике учебно-воспитательного процесса, освоение его методики повышении их педагогической квалификации. Проводится в разнообразных коллективных и индивидуальных формах; содержание ее определяется актуальными задачами учебного заведения.

    Методический совет - общественный орган управления методической деятельностью преподавателей.

    Методология - путь, способ познания и учения; система принципов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достижения истинного значения и оптимального практического эффекта.

    Мотив - внутренняя побудительная причина действия и поступков человека.

    Мотивация - система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, определяющих линию ее поведения.

    Навыки - доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

    Научная организация труда - в профессиональном учебном заведении это система научно-обоснованных и оптимальных педагогических, организационных, хозяйственно-экономических мероприятий, проводимых педагогами и образовательными учреждениями для обеспечения подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям государственного стандарта профессионального образования при рациональном использовании сил, средств, времени.

    Научно-техническая информация - система доведения до инженерно-педагогических работников и студентов учебного заведения материалов и сведений о современных достижениях техники и технологии по профилю учебного заведения.

    Новация - частичное обновление, изменение чего-то уже существующего; новшество, связанное с заменой компонента, связи, одного свойства и т.п.

    Нравственные ценности - ориентиры в поведении классов, социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

    Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе организованного обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации.

    Образованность - личностное качество, характеризующее человека по той мере, в какой он освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры.

    Образовательная деятельность - совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями, мастерами производственного обучения, другими работниками учебного заведения для достижения результатов, предусмотренных образовательными программами.

    Образовательная программа - программа, определяющая содержание образования определенного уровня и направленности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". В образовательных учреждениях начального профессионального образования реализуются: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

    Образовательные учреждения - учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ.

    Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение - процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

    Обученность - хорошая подготовленность к какому-либо виду деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения задач определенного содержания и уровня сложности. Это результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность. Он выполняет роль посредника между единым тарифно-квалификационным справочником, квалификационной характеристикой и учебными программами, учебниками, разработками учебных занятий.

    Опыт - результат взаимодействия человека с объективным миром. Опыт включает формы и результаты практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые в практике, законы человеческой деятельности и развития объективного мира.

    Опыт новаторский - принципиально новый опыт  педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний.

    Опыт обычный - удачное применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных преподавателем, мастером.

    Опыт передовой - творческая разработка новой идеи выдвинутой педагогической наукой, практическое воплощение этой идеи в различных вариантах.

    Ориентировочная основа действия - система представлений о цели, плане и способах осуществления предстоящей учебной или учебно-производственной деятельности, составляющей содержание процесса обучения.

    "Орудия труда" преподавателя - знания, которые он должен передать студентам, превратив их в убеждения, и виды деятельности, помогающие достигнуть намеченных результатов.

    Педагогика - наука об образовании как процессе целенаправленного обучения и воспитания человека. Изучает общие закономерности педагогического процесса, особенности их проявления на различных стадиях жизненного цикла, а также в различных видах и формах образовательной деятельности.

    Педагогика - сугубо технологическая наука, она должна учить педагогов всех уровней образования тому, как лучше работать в классной комнате или лекционной аудитории, чтобы достичь заранее заданных четких и точных целей обучения и воспитания.

    Педагогическая задача - конкретизированная цель и необходимое условие, указывающее педагогу путь достижения основной педагогической цели.

    Педагогическая наука - интегрированный определенным образом вековой опыт многих поколений людей и воплощенный в выверенных этими поколениями правилах, алгоритмах, закономерностях и законах целесообразной деятельности по воспитанию подрастающего поколения.

    Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

    Педагогическая система индивидуальная - совокупность деятельности инженера-педагога и студентов, построенная на более полном использовании возможностей их личностей, дающая устойчивый эффект, способная к воспроизводству в других условиях и другими педагогами. Педагог всегда ощущает недостаток средств для своей профессиональной деятельности. Многие из них пробуют изучать опыт коллег, применять ту или иную педагогическую технологию. Но это не всегда удается, т.к. не всякий чужой опыт срастается с личными возможностями педагога. Несмотря на это, опыт педагогов-новаторов весьма поучителен хотя бы тем, что является примером зарождения и развития индивидуальных педагогических систем в условиях единообразия практической педагогики.

    Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

    Педагогическая технология - последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.

    Педагогическая цель - предвидение педагогом и студентом результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии  с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

    Перманентный - постоянный, непрерывный (перманентное развитие).

    Познание - отражение и воспроизведение действительности посредством мышления. Через познание постигается сущность предметов и явлений.

    Политехническая ориентация - это способность будущего специалиста разбираться в сложных ситуациях и готовность их разрешать на основе всех полученных знаний и умений, использования широкой производственно-технической информации.

    Понимание - результат активного процесса поиска и конструирования человеком смысла сообщений, текстов, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей. В процессе такого конструирования происходит перевод сообщений и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных  значений на внутренние или собственные языки, которыми владеет адресат.

    Понятие - форма мышления, отражающая предметы и явления действительности в виде совокупности их общих отличительных признаков. Понятие выступает основным средством формирования и аккумуляции достигнутых человеком научных и практических знаний.

    Потребность в труде - состояние человека, при котором он ощущает и осознает зависимость своего существования, развития и благополучия от успешности своей трудовой деятельности.

    Практика - деятельность человечества, направленная на изменение природы и общества, т.е. все виды и формы человеческой деятельности, реально (материально) преобразующие объекты.

    Предмет педагогики - воспитание, обучение и образование, организуемые в учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждениях.

    Предмет труда - объект, на который направлена трудовая деятельность.

    Предмет (дисциплина) учебный - дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки, искусства и предназначенная для изучения в учебном заведении.

    Преподавание - обучающая деятельность преподавателей; компонент процесса обучения.

    Принцип системности - методологический подход к анализу явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

    Принципы педагогические - основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

    Проблема - особая форма знания, начальный этап познавательной деятельности. Решение проблемы начинается с ее определения, осознания подлинной причины затруднения. Обнаружить проблему иногда бывает труднее, чем решить ее. Поэтому в науке очень высоко ценится способность к обнаружению проблемы.

    Производительные силы - составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).

    Производительный труд - труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потребительную стоимость.

    Производственное обучение - практическая подготовка студентов профессиональных училищ (лицеев) к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования. Для производственного обучения как составной части учебного процесса характерны специфические цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

    Противоречие - наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему.

    Профессиональная мобильность - готовность и способность специалиста к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

    Профессиональная ориентация - система психолого-педагогических, медицинских, организационных и других мероприятий, помогающих человеку, вступающему в трудовую деятельность, обоснованно и устойчиво избрать свою профессию с учетом как потребности общества, так и своих интересов и способностей.

    Профессиональная педагогика - педагогика, рассматривающая подготовку молодого человека к деятельности по профессии. Она подразделяется на педагогику профессионально-технического, среднего специального и вузовского образования, производственную педагогику.

    Профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.).

    Профессиональное поле - сфера трудовой деятельности рабочих и специалистов.

    Профессиональная самостоятельность - способность разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности, умение самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу.

    Профессиональная характеристика - описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требование к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.

    Профессия - род трудовой деятельности (занятия) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

    Работник - человек, нанявшийся на производство, осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда.

    Работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

    Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости.

    Рабочий - работник, выполняющий труд, требующий определенного профессионального образования.

    Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

    Синергетика (греч. - совместный, согласованно действующий) - научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами).

    Система - совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как нечто единое, целостное. Понятие "система" охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования.

    Система производственного обучения - совокупность исходных положений, принципов, подходов, определяющих порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими.

    Системный анализ - совокупность методологических средств и процедур, используемых для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам сознательного, экономического и научно - технического характера.

    Системный подход - комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиций системного анализа.

    Системообразующие факторы (принципы) индивидуальных педагогических систем - гуманизм ("человечность во все века"), педагогика развития, непрерывность образования, культуросообразность (развитие культуры), художественное развитие, развитие интересов, трудовое развитие.

    Системообразующий компонент - компонент, который способен объединить все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие. Системообразующими компонентами могут выступать цели воспитания и обучения, организационная форма обучения, содержание обучения, педагогические принципы и т.п.

    Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

    Социальная мобильность - готовность и способность сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, крестьянин; рабочий, общественный деятель; рабочий - интеллигент при получении высшего образования; наемный рабочий, владелец мастерской или земли.

    Специализация - совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности.

    Специальность - комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Например, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь-сборщик и др.

    Способ - процесс выполнения действий над материальным объектом. Новые более эффективные способы обычно составляют предмет изобретения.

    Структура цели - определена алгоритмом: целевой объект, целевой предмет, целевое действие.

    Таксономия целей обучения - разработка банка задач (подцелей) в соответствии с общими целями обучения какому-либо предмету. Таксономия предполагает не только суммирование возможных подцелей, но и их систематизацию и классификацию, последовательное расположение по порядку достижения в педагогическом процессе. Постепенная реализация целей приводит практически любого педагога к достижению общей цели обучения предмету.

    Творческий потенциал специалиста - его креативные способности.

    Тезисы - положения, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах кратко раскрывается содержание вопроса темы. Составление тезисов - одна из форм самостоятельной работы над литературой при подготовке к докладам, лекциям, другим выступлениям, требующая от человека умений мыслить четко, логично, вычленять самое главное.

    Теория - систематизированное и логически последовательное воспроизведение в мышлении объективной - природной и социальной - реальности. Теория отличается от обыденного знания своей систематичностью и тем, что в ней объективная логика действительности воспроизводится в строго последовательной системе понятий.

    Терминология - совокупность терминов - слов или словосочетаний, являющихся названиями определенных понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Каждая отрасль науки имеет свою терминологию, без знания которой нельзя глубоко усвоить саму науку.

    Тест (проба, испытание) - задание стандартизованной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала. Позволяет диагностично, точно оценивать структуру и уровень знаний, навыков и умений студентов или выпускников учебного заведения. Состоит из задания и эталона, который является образцом последовательного и правильного выполнения задания.

    Техник - звание, характеризующее квалификацию, т.е. подготовленность к труду, полученную в результате образования и это профессия, т.е. устойчивый вид трудовой деятельности специалиста в конкретной сфере инженерно-технического труда (должность техника).

    Техническое мышление - это мышление, связанное с решением технических задач, где требуется применение совокупности знаний, навыков и умений в сфере производства. Базируется на накопленных знаниях, носит оперативный и поисковый характер, предполагает формирование технологического проектного решения, творческого компонента. Проявляется при решении технических задач, связанных с применением совокупности знаний, навыков и умений в сфере производства.

    Творческое мышление (в обучении) - способность обучаемого самостоятельно открывать новые знания и способы действий, ранее ему неизвестных и составляющих содержание учебного процесса.

    Технология - совокупность методов и средств воздействия на материальный мир с целью его преобразования.

    Техносфера - совокупность (система) объектов и процессов, созданных в результате материально преобразующей деятельности человеческого разума: агрегаты, оснастка, инструменты, приборы.

    Труд - деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление к своим потребностям предметов природы и продуктов мышления.

    Труд общественно полезный - трудовая и общественная деятельность, удовлетворяющая общественные потребности и интересы.

    Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая необходимым физическим и умственным развитием, способная к труду, к участию в процессе производства.

    Умения - способность работника продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять определенную работу. Умения образуются на основе знаний, приобретенных навыков и творческого мышления.

    Условия труда - условия протекания трудовой деятельности.

    Учение - целенаправленный процесс усвоения студентами знаний, приобретения навыков и умений для последующей практической деятельности. В широком понимании - овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.

    Целевое действие - конкретное действие педагога, которое он совершает  для развития целевого предмета (например: научить, убедить, сформировать,  доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т.п.).

    Целевой объект (объект цели) - человек в разных ролевых позициях, на которого предполагается воздействие.

    Целевой предмет (предмет цели) - та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе.

    Цель труда - целенаправленное воздействие на предмет труда для достижения определенного результата.

    Экзамен - одна из форм итоговой проверки и оценки знаний студентов.

    Экономическое мышление - процесс умственной деятельности, познания, в ходе которых происходит отражение, восприятие и переработка, осмысливание реальной экономической действительности или отдельных явлений с позиций интересов человека, коллектива, общества.

    Экскурсия - одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы.

    Энциклопедия - научное или научно-популярное справочное издание, дающее систематизированное краткое изложение всей совокупности знаний.

    Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовом процессе, оптимальные соотношения при взаимодействии человека с окружающей средой.

    Эрудиция - всесторонние познания, широкая осведомленность в вопросах науки, техники, культуры, политики и жизни в целом.

    Этика - нормы поведения, мораль какой-либо общественной группы, профессии; наука о нравственности, она формулирует нравственные принципы поведения людей. В центре внимания этики стоят проблемы добра и зла, долга, чести, совести, достоинства, счастья, вопросы нравственного воспитания.

    Эффективность обучения - мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.
      гк двери оптом . бюро переводов осуществляет переводы любых документов.